В Тверской области приступили к внедрению дуальной системы сбора мусора. Для этого потребовалось закупить контейнеры синего цвета, предназначенные для сбора сухих отходов: пластика, алюминия, стекла, бумаги. Их уже можно видеть во дворах домов.
Но лишь самые сознательные горожане стали разделять отходы. Большинство же без разбору отправляют пакеты в первый попавшийся контейнер. Дело привычки… Поэтому важно, чтобы у подрастающего поколения формировались правильные установки. Для этого большим и малым надо рассказывать и напоминать, зачем и как сортировать ТКО. С просветительской целью и был задуман пилотный проект «Экошкола: разделяя – сохраняй». Организаторами выступили министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, региональный оператор ООО «Тверьспецавтохозяйство», Тверской Завод Вторичных Полимеров (ТЗВП) и завод «РжевМаш». Звонок на первое экозанятие уже прозвучал.
3 февраля представители организаторов провели открытый урок в школе № 40 г. Твери.
– Сегодня перед каждым из нас остро стоит вопрос изменения своего отношения к отходам, – сказала консультант отдела правового обеспечения и организационно-кадровой работы минприроды Тверской области Елена Соколова. – На уроках в экошколе ребята узнают, что такое отходы, как их нужно разделять, что происходит с вторсырьем. Применив на практике свои знания, они смогут донести информацию и до родителей. Кроме того, в рамках образовательного пилотного проекта в шести школах Твери – 40, 20, 29, 36, 51 и образовательном центре «Брусилово» – на площадках установлены контейнеры двух цветов, внутри зданий – трехсекционные урны для сбора смешанных отходов, вторсырья и пластика, колбы для сбора батареек и «Добрых крышечек», размещены информационные плакаты и листовки. Также проводятся экскурсии на ТЗВП и экоуроки «Разделяй с нами».
– Проект «Экошкола» очень важен, – считает директор школы № 40 Ирина Гулина. – Загрязнение окружающей среды, к сожалению, идет полномасштабно. Необходимо применять кардинальные меры. Я считаю, нужно прививать навыки сортировки как можно раньше. Моей внучке 4 года, но она уже знает, что нужно в разные пакеты собирать бутылки и фантики. Наша школа участвует во многих проектах. Четвертый год мы собираем батарейки. Очень рады, что нас включили в новый проект.
Вячеслав Замятин, коммерческий директор завода «РжевМаш», уверен:
– Формирование культуры обращения с отходами у населения через детей работает эффективно. Дети более отзывчивы, понимая смысл новых правил, они с желанием поддерживают их.
Про переход на дуальную систему рассказал генеральный директор ООО «Тверьспецавтохозяйство» Вячеслав Басов:
– Новая схема предполагает разделение твердых коммунальных отходов на две части – вторсырье (сухие незагрязненные отходы – пластик, алюминий, бумага, стекло) и смешанные отходы («мокрый» мусор, загрязненный органикой и не перерабатываемый). На контейнерных площадках Твери устанавливаются емкости двух цветов – синего (для вторсырья) и зеленого.
На уроке представители ООО «Тверьспецавтохозяйство» и Тверского Завода Вторичных Полимеров рассказали о вреде, который наносят природе свалки, о возможностях уменьшения мусора, о реформе, проводимой в стране, о переработке. Ребята также познакомились с инициатором акции «Спаси ежика» Алексеем Задонским. Благодаря его деятельности в школах Твери уже давно собираются батарейки, после чего направляются на переработку.
Алексей Тулинов, куратор проекта «Добрые крышечки» в регионе, напомнил, что средства за собранное вторсырье завод-переработчик перечисляет на приобретение реабилитационных средств для больных детей, воспитывающихся в приемных семьях.
– Вместе с вами мы сможем помочь большему количеству детей. Маленькой доброты не бывает. Маленькая крышечка помогает делать большое доброе дело, – сказал Алексей.
Ребята с большим интересом слушали гостей и засыпали их вопросами.
– Если мы будем разделять отходы, то сортировщикам и переработчикам удобнее будет работать с сырьем, – пятиклассник Артемий Зубакин четко сформулировал смысл новых правил. – Есть мусор, который нельзя переработать. Нужно стараться сокращать его количество. Дома мы пока мало сортируем. Всей семьей собираем батарейки, и я приношу их в школу. Обязательно расскажу родителям о том, что нужно организовать дома два пакета для разных отходов.
Пилотный проект впоследствии будет распространен по другим учебным заведениям.
Анна СМОЛИНА